ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА В ПОСОБИИ «ЛИСТАЛОЧКА»
Авторы-изготовители: учитель-логопед Васина Елена Валерьевна, воспитатель Галина Геннадьевна Ухмакова

Развитие фонематического восприятия, формирование звукового анализа и синтеза, как узлового образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов, способствует преодолению и предупреждению речевых нарушений у детей и является актуальной проблемой.
Дидактическое пособие «Листалочка», представленное как система игровых и занимательных упражнений, позволяет реализовать такие цели и задачи, как развитие на высоком уровне фонематического слуха дошкольников, что предупреждает появление дисграфических ошибок при обучении грамоте в школе и способствует становлению правильного звукопроизношения, интенсивному развитию навыка чтения в дальнейшем, а также развитию речемыслительной деятельности. Цель данного методического пособия реализуется на оперировании с гласных звуками.

Методические рекомендации по развитию фонематического восприятия и формированию звукового анализа и синтеза представлены в виде возможных игр. Они располагаются от простого к сложному: от знакомства и распознавания гласных до определения их последовательности в словах. И делятся на три группы или этапа, опираясь на формы оперирования фонемами, плюс игры на формирование слогового анализа и синтеза.
К этому пособию есть приложение, в котором собран весь необходимый картинный материал для игр. Данное приложение представляет собой четыре блока картинок-лепестков с изображением слов разной слоговой структурой и звуковой наполняемости. Преимущество пособия в том, что картинки находятся в фиксированном положении (прикреплены к пружинке и не теряются). Т.е. пособие очень динамичное, свободно трансформируется под уровень развития фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза. Это позволяет отрабатывать то или иное умение на разнообразном материале. А также, не надоедает ребенку, способствует длительному интересу к данному виду деятельности.

Ребенок, листая картинки-лепестки, может самостоятельно выбирать изображения и выполнять задания, предлагаемые педагогом или предлагать свои картинки, рисовать их на пустых лепестках с помощью маркера.
Определять гласные звуки на слух и находить их в словах, составлять схему слов, ребенку помогут мелкие фишки, на которых есть выпуклое схематичное изображение (модели) гласных звуков (мы использовали модели, предложенные Т.А. Ткаченко), что способствует развитию мышц пальцев. Дополнительная нагрузка на мелкую мускулатуру создается при хранении жетонов в прозрачном контейнере с завинчивающейся крышкой, которую малышу нужно открывать или закрывать самостоятельно. Разноцветные жетоны развивают и укрепляют память, тренируют мышцы пальцев.

«Листалочку» возможно использовать в индивидуальной, фронтальной НОД с дошкольниками 5-7 лет, а также в виде самостоятельной деятельности детей в рамках НОД или при организации игровой деятельности в режимных моментах.
Выполнение упражнений типа «Малыш учится говорить», «Рифмы», «Чья конфетка», «Найди и назови», формирует умение воспитанников вслушиваться в слова и звуки, знакомит с понятием «гласные звуки», тренирует их интонационно выделять. Такие игры направлены на развитие навыков элементарного звукового анализа. На этом же этапе дети знакомятся с моделями звуков.

Затем, дети знакомятся с понятиями «первый и последний» звук в слове, тренируются их находить. На это направлены следующие дидактические игры: «Кто в домике живет?» «Продолжи ряд», «Четвертый лишний», «Художник».
На следующем этапе формирования звукового анализа детям предлагаются игры типа: «Звук потерялся», «Где живет «А, У, Э?», «Счетовод», «Волшебник». Они направлены на формирование умения выделять гласный звук в середине слова и определять последовательность, количество и место гласных звуков в слове. Игры на этом этапе позволяют избежать ошибки «неузнавания» гласного, его пропуска в слове при звуковом анализе, когда ребенок последовательно называет звуки в слове и «не слышит» гласный, пропускает его.

Кроме этого, есть игры, направленные на развитие слогового анализа и синтеза: «Кто ошибся?», «У кого слогов больше?», «Слогоежка».
Доступная и привлекательная игровая ситуация при работе с данным пособием делает познавательный интерес полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка-дошкольника. С помощью развлекательных моментов поддерживает стойкий интерес к данному виду деятельности, желание узнавать новое и усваивать знания и умения.
Анализ работы с этим пособием позволяет сделать вывод: использование «Листалочки» и представленных в ней системы игр способствует одновременному расширению ориентировки в звуковой стороне речи у детей, улучшению их звукопроизношения, предупреждению дисграфии в дальнейшем. А также способствует развитию логического мышления, мелкой моторики рук и активизации воображения и творчества.